Почему советский инженер не мог заработать больше токаря

2
607

Вот написал тут один человечище пост про то как он ненавидел совок когда-то, а теперь ненавидит “украинский менталитет” еще больше. И тезис там приводит, мол “Вот не мог я понять, почему токарь мог заработать больше, чем инженер”…

Что есть типичнейшим образчиком вот именно совкового мышления. “Совок неудовлетворенный”, он не доволен был “социальной справедливостью” еще тогда, то есть государство дескать мало делало для ее “наведения”, а сейчас и подавно. И это при том что у нас очень и очень социальная держава, и даже слишком социальная…

А правильный вопрос кстати должен иначе звучать, почему инженер не мог заработать больше токаря. Вот в чем вопрос на самом деле. И по сей день ответа кстати нет, и кстати проблема сохранилась до сих пор. А ларчик очень просто открывается между прочим. Даже слишком просто. В совке тех “иженеров” было много. Очень много, у нас под каждым кустом по 2 НИИ было не считая прочих там КБ. А толку мало. Ибо несмотря на все то интеллектуальное усилие – совок нам демонстрировал катастрофическое (и прогрессирующее кстати) техническое, технологическое и вообще экономическое отставание. Было. И это означает что несмотря на обилие тех инженеров – они работали хреново. И получали соответственно.

Это у нас автомобили на конвейере держались по 20 лет, тогда как проклятый запад менял модельный ряд примерно раз в 5 лет, если не чаще. С учетом даже того что модельный ряд был куда шире, а инженеров у них меньше. Это у нас путь какой-то разработки до конвейера порою занимал десятилетия, тогда как на том самом западе – за 10 лет оно уже на свалку отправлялось, а не в только производство. И дело тут не только в ширпотребе и “товарах народного потребления”, мифы о том что в ВПК все было как то сильно иначе – это лишь мифы. Оружие советское тоже было херовым. Устаревшим и ненадежным и вообще говном, по большей части. Несмотря на все усилия. И почему так получалось?

Мало кому из ныне живущих (и уж тем более – ныне успешных) довелось поработать в совке именно что инженером. Те кто сейчас банкуют – это люди того не вкусившие, даже если и имели техническое образование, это те кто “спрыгнули с темы” еще тогда, уйдя в другие сферы. И тот же Кучма (технократ, ага) он был парторгом на южмаше, а вовсе не генеральным конструктором. И куча наших урядовцив что щеголяют “математическим образованием” по специальности не проработали и пары лет, они в коммерцию ушли еще тогда, в ту или иную. Никто не помнит как это было, и вспоминать того никто не хочет. А блин напрасно. Ибо то крайне поучительная история, которая ведь даже не закончилась, она поныне продолжается и даже усугублена.

Итак, что там происходило? Инженеров тех было как собак нерезаных и стоили они копейки сущие. Но занимались полной ерундой. И зачастую бывало так что даже копирование некоего образца западного у них времени занимало не меньше (а то и больше) чем у исходных авторов (буржуйских) того образца разработка с нуля. И копия при этом получалась обычно хуже чем оригинал. Скорее правилом чем исключением это было при совке, и кстати так все и осталось, и эпохальные победы типа “народного автомобиля” системы Ланос – это тот самый ведь опель-кадет родом из 80-х годов. Но “сильно покращенный”, ага. Но сколько он потребовал усилий…

Проблема там была не в том что бы “придумать” и даже “разработать”. Проблема была в том что бы “привести в соответствие” с возможностями производства, если во-первых. И кстати – чтоб “пробить” идею, получить финансирование и согласовать с грудою инстанций каких-то. Впихнуть невпихуемое. Те инженеры “преодолевали трудности” пытаясь чуждую (как правило) конструкцию впихнуть в реалии советских материалов, комплектующих, технологических возможностей и прочих там реалий. Их было много, их было не жалко, вот потому их множество и занималось полной ерундой, с крайне унылым кстати результатом.

Сегодня мы имеем то же самое, но только хуже. Ибо подобный принцип распространился далеко за пределы просто “науки и техники”. У нас сегодня очень много всяческих законотворцив, регуляторов, каких-то там блин активиздов и прочих державотворцив что аки бешеный принтер нам продукують “покращання”. Но это все напрасный труд ибо по итогу все то сталкивается с реалиями “механизмов исполнительных”, ментами, прокурорами, судами, бюрократами и.т.п. Так же как и любая техника времен СССР сталкивалась с говенным металлом, станками которые еще Гитлера помнят и пьяными слесарями что шпильки забивают в блок цилиндров кувалдою. И никакая кстати автоматизация, механизация, и прочая там регламентация технологических процессов, контроль, учет, военприемка и.т.д. не помогали там. Не помогают и сегодня. Все то же самое.

Ибо если ты имеешь завод по выпуску сноповязалок, то сноповязалку он и сделает, даже если ты ее назовешь автомобилем или самолетом. И если у тебя менты и прочая номенклатура, то сколько ты им не пиши законов – совком оно и останется. Тем самым совком в котором двое “патрульных полицейских” в метро поймали офицера КГБ и его убили за палку колбасы, а потом при активном соучастии собственного начальника пытались спрятать труп. И это было не в лихие девяностые и не в диком медвежьем углу, а было это в столице нашей родины в год одноименной олимпиады… Понимаете в чем проблема? И никакие легионы инженеров на 120 рублей того не исправят, как равно не исправят этого никакие законотворци и “контролирующие органы”, а могут лишь усугубить.

Нельзя сказать что та проблема совсем уж уникальна. Мы можем вспомнить тут к примеру американский автопром. Который по сути до 90-х голов продолжал клепать чугунные V8 с нижним распредвалом, хотя в Европе (и Японии) такой анахронизм можно было в те годы встретить максимум – в музее. Да, для города Детройта оно ничем хорошим не закончилось по итогу, но даже те динозавры обладали не только недостатками, но и достоинствами некоторыми, и до сих пор ведь существует определенная прослойка их любителей, и даже фанатов. Американцы тогда тоже оказались заложниками “условий”, но они хоть понимали это, хоть отчасти. И кстати как они пытались исправить положение? Рекламой. Культом “настоящего американского автомобиля”. А вовсе не модернизацией что индустрии, что продукции. Но то что по американским меркам было эксцессом в масштабах отрасли – в совке (и постсовке) приняло характер общенациональной катастрофы.

Можно иметь инженеров до половины от вообще численности всех работающих, и их заставить по 3 раза каждый болт вручную рисовать на кульмане, но оно блин не поможет если невозможно по сути изготовить даже опытные образцы, не говоря об их внедрении в массовое производство, если невозможно достать качественных материалов и комплектующих, если выбить деньги для финансирования разработки (и тем более – внедрения) сложнее чем создать саму конструкцию и даже ее произвести. Эта ситуация не лечится за кульманом, и наивная вера что рано или поздно там кто-то нарисует как их валенка вульгарис “легким движением руки” можно получить jet-boots из фантастического фильма – такая вера не только наивна, но и дебильна. Аналогично еще большим дебилизмом будет верить что проржавевшего бюрократического монстра можно каким нибудь законом (или личностью “волевого лидера”) вдруг превратить в прекрасную фею что пукает бабочками есть еще больший дебилизм. Так не бывает ибо попросту не может быть.

Вот та трагедия совка где “токарь получал больше инженера” она почему? Да потому что именно тот токарь и был “узким местом”, в него все упиралось и именно возможности производства перемножали на ноль все изыски конструкторов. Но при том возможности производства – аналогично регламентировались трудностями снабжения, дефицитом оборудования, материалов, комплектующих и.т.д. И не только дефицитом, но и качеством тоже. Ибо невозможно из говна слепить пулю. И так везде, по всей цепочке. И это кстати сильно демотивирует людей, и токарей, и инженеров, и сталеваров и всех прочих, и тут в полный рост вступает в дело теория разбитых окон. Ну почему не забить кувалдой шпильку если машина все равно – говно. И кстати шпилька та тоже говно и “по-нормальному” она не лезет все равно. Теряет смысл само мероприятие. Зачем придумывать какую-то конструкцию гениальную если потом ее все равно изговняют при изготовлении, и даже еще на этапе согласований? Нет смысла напрягаться. Просто нет смысла.

Аналогично, какой смысл в соблюдении законов если ровно рядом кто-то тут же законно тот обойдет (или тупо похерит) на ноль умножив все твои усилия? Какой смысл не взять взятки здесь и сейчас, что бы ее тут же взял твой коллега, или “более верхняя инстанция”? Любой напряг “в правильном направлении” тогда лишь создает возможность дополнительную для окружающих воспользоваться плодами твоей тупости. И тут начинает играть роль уже банально чувство справедливости, или хотя-бы “жаба” пресловутая. Теория разбитых окон – она таки работает. Но наши карго-культуристы которые про ее даже слышали – и то превратно поняли, там дело не в репрессиях, а в том чтоб окна застеклить, иначе оно не работает. А голые репрессии там лишь усугубляют, и стимулируют иррационализацию позиции и поведения.

Иррациональное поведение которого мы уже вполне сознательно и целеустремленно пытаемся добиться “от окружающих” оно глубоко бесполезно в деле любого созидания. Мы думаем так, что если кого-то заставить делать так “как мы считаем нужным” то станет лучше. Нет, не станет. Ибо тогда вам придется еще и за него думать. Да, можно написать груду стандартов каких-то и правил, от СНИПов до почерка на чертежах, и насаждать железной палкой, но разве это гарантирует что тот конструктор нарисует нечто годное? Не гарантирует. И даже наоборот, в борьбе с вашими ограничениями (и системою контроля по итогу) он и вообще забьет на службу, на главные свои задачи. И оно все так и было. Говно ты произвел там, или не говно – то главное сдать план, бумажку получить, а вслед за ней и прогрессивку. И с глаз долой, из сердца вон, и пусть далее с твоим творением мучится кто-нибудь иной. Они такие умные что выдвинули там массу формальных требований? Ок, я типа выполнил, я молодец, а дальше они пусть сами думают как с этим жить. Если они такие умные. И все, это конец. Развал и катастрофа, и полная деструкция.

И да, давайте вспомним, купив в совке новый автомобиль (даже если вам это удалось, но то отдельная история) люди его разбирали на запчасти и собирали потом сами. Вкупе с промазыванием всякой фигней, закручиванием всего “как положено” и устранением прочих косяков. Новую машину, с конвейера. Какой вообще в том смысл? Зачем было еще на заводе ее собирать (и осуществлять кстати контроль качества какой-то) что бы потом любители (не заводские профессионалы, а любители по сути) в отсутствии условий, оборудования, материалов, а порою и элементарных знаний – потом ту работу переделывали за вами? Ну вот в чем смысл? А ведь так было. Это блин коллапс даже экономики, не говоря о производстве или там техническом прогрессе. И так везде и всюду, и почти никакое советское изделие прямо с завода – работать просто не могло без тех или иных вмешательств. Даже штаны и пиджаки приходилось так или иначе подгонять, ушивать, подворачивать или чего-то там такого с ними делать. Про всякие станки, промоборудование и сложные системы оружия я и вовсе молчу. Там “шеф-монтаж” который превращался не в монтаж, а сразу в ремонт, по умолчанию, и то было только начало.

Аналогично и у нас сейчас. Можно радоваться каждому новому закону который сильно покращит нашу жизнь, но что бы из него извлечь ну хоть немного пользы – надо иметь и кума-прокурора, и какие-то концы в налоговой, уметь обращаться с судами и иметь отношения с регуляторами. Задействовать многочисленные (и неизбежные) “неформальные механизмы”. Иначе оно не работает. Ничто не работает “из коробки” тут, и это кстати славные традиции которым больше сотни лет. Ни автомобиль, ни закон, ни прочий там “порядок”. Как было все так и осталось. Совок, бессмысленный и беспощадный. У нас есть Конституция которая вроде бы гарантирует нас от эксцессов власти верховной, и купа законов поменьше, которые тоже гарантируют, от всякого начальства что поменьше. Права наши защищает. Но тем не менее “кто у руля” остается жизненно важным вопросом и “от этого все зависит”. Ну и зачем тогда нам Конституция простите? Если она на самом деле – не гарантирует? Зачем законы те, если они не только не мешают, но даже и серьезно помогают нарушать ваши права? Зачем все это? Зачем нам правоохранители которые на тот закон ложат первыми и больше всех? А непонятно. Культ карго. Борьба трывае.

И если говорить уже о “благотворных примерах”, то нужно обсуждать и “благотворные условия”. Ага, если какие-то японцы (или немцы) вам сделают к примеру двигатель от “жигулей”, по тем же самым кстати чертежам, ту же конструкцию, то тому двигателю сносу не будет. И он пройдет тыщ 300 спокойно, а не 30. Потому что “по другому сделан”. Да, он все равно будет хуже чем ниссан иль мерседес, но это будет лучше чем в совке. И кстати если кто помнит – жигули первых годов выпуска, т.н. “итальянки” ходили дольше и ходили лучше, ибо там производством и техпроцессом рулили еще итальянцы, и их была часть комплектующих. Уже потом оно в говно скатилось, под чутким руководством партии и правительства. Мы можем взять к примеру даже все наше законодательство, вот оптом, и даже всю структуру госуправления и вполне возможно что в какой-то Австрии оно даже будет работать. Несмотря снова таки на врожденные все недостатки. Ибо там другие исполнители, и там другой менталитет.

И то, “совсем таким” оно там не останется, и любой японец или немец что будет делать тот движок, или любой австриец что будет служить в министерстве – там свою лепту внесет. Пускай в пределах даже допусков, или немного за, и вообще чуть-чуть, но “так как надо”, и по итогу вместе все – оно даст определенный эффект. Каждый на своем месте, и конструктор, и технолог, и токарь и слесарь. И тогда есть шанс. Но когда вакханалия разбитых окон, когда целью есть не “что бы работало” а “на оть***ись” то будут и другие результаты. Даже если нашим рукожопам дать чертежи самого крутого японского мотора или “под ключ” все абсолютно законодательство Германии, Швейцарии или США. Не заработает. Не раз уж пробовали кстати, и вся та самая история советской техники – тут поучительная иллюстрация. Весь смысл десятков лет мучений и плод трудов тех инженеров советских которых легион – это именно попытки “приспособить к условиям” но как мы знаем – ничем хорошим оно не закончилось. Вот тем же самым занимаются сейчас наши “державники” и результат ничуть не менее плачевен, а даже более. Ибо совок, совок головного мозгу…

2 COMMENTS

  1. Статья злая. Но по сути правильная. После института пришел на рессорный завод. Главный конструктор грамотный человек. Поставил задачу на разработку малолистовой рессоры КаМАЗ задней. Сделал расчет, выдал чертежи. Малолистовая рессора это такая вещь, что позволяет экономить на каждом изделии больше 30% высококачественной стали. При проектной мощности завода в 500 тысяч тонн рессоры это более 150 тысяч тонн экономии. Но… нет технологии. У японцев есть, а у нас нету. У них программу выполняет 300 человек, у нас аналогичную программу всего-то 4800. А та технология, которая есть для обычной рессоры? Случилась командировка на Челябинский кузнечно-прессовый. Там производство рессоры для ГАЗ-53. Наше один в один. Но запущено в 1939 году. А на Горьковском заводе подобное еще раньше. А наш завод-новая площадка- начал работу в 70-х. За более чем 30 лет технология не изменилась. Да и та постоянно “хромает”. А на заводе диктат главного технолога с согласия главного инженера. Чуть что не так и главный технолог привычно требует от главного конструктора временных разрешений на конструктивные изменения, придумывает обходные варианты в технологии. Вот интересно, а на фордовских заводах тоже технолог диктует свои условия конструктору. Только вряд-ли при подобном раскладе “Форд” стал бы мировым брендом. А наш главный технолог потом и директором стал. И не один он такой. В 87 на ижевском заводе наблюдаем работу автоматизированной линии сварки кузовов. Размеренное движение конвейера, характерное щелкание кондукторов. Рядом в робе дремлет здоровенный мужик. Вдруг конвейер останавливается, манипулятор одного из кондукторов начинает выполнять конвульсивные движения, но до свариваемых точек не “добивает”. Мужик неспешно встает, берет в руки кувалду и лениво поднимается по лесенке к кондуктору. Два мощных резких удара и линия заработала.

    • . Еще пример. Дипломная практика на КрАЗе. Поставили на операцию по установке промежуточного кардана. Штука сия весит 36 кг. Я 70кг. Задача-взять кардан, поставить в пневмотиски, где его растянет на шлицах. Потом опять в руки, десятиметровый рывок с утяжелением и, подняв на уровень груди, забросить на перевернутую раму. Дальше залезаешь вслед за карданом и тут начинается самое интересное: одной рукой поднимаешь этот кардан и пытаешься совместить с флянцем, а второй соединить их болтами. А их там больше десятка, точно не помню. Тяжело и муторно, но технолог именно так прописал в технологической карте эту операцию. Чужого труда не жалко. А вот на ВАЗе работать на конвейере одно удовольствие. А почему так? А потому, что купили не только фиатовскую модель, но и сам завод буржуйский со всеми технологиями и оборудованием. Завод работал как часы, за полтора месяца моей практики на конвейере, его всего дважды останавливали. Да и брак там был невозможен. Я в первые дни напортачил на нескольких машинах, так их выявила следующая бригада. Наставник показал мне что не так. Все спокойно и без крика. Конечно, это было в 1975 году. И еще момент. Последний день полугодия. Я думал, что нас загоняют, чтобы план вытянуть. А по ощущениям казалось, что конвейер “ползет” медленнее обычного. Спросил у мастера что не так. И он пояснил интересную вещь. Оказывается, эксплуататор-капиталист сделал конвейер таким образом, что у того имеется 5 скоростных режимов. В начале смены самая медленная скорость, потом рабочие входят в ритм, скорость увеличиается, потом еще быстрее, к обеду на максимум. Потом к концу смены, когда народ подустал, снова на минимум. Но человек этого не замечает. А в тот день, конвейер работал на минимальной скорости. Условия труда на ВАЗе от остальных наших автозаводов отличались кардинально. Вот Вам и капиталисты, вот и потогонная система

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here