Украинцы прячут под матрасами около $60 млрд. Есть ли смысл их оттуда доставать?
Как говаривал Остап Бендер, если в стране ходят денежные знаки, то должны быть и люди, у которых их много. Нацбанк, подтверждая правоту великого комбинатора, оценивает количество денег на руках у населения в более чем $60 млрд. Становится актуальным вопрос: что с ними делать?
Возможно, стоит вынуть из‑под матраса и инвестировать в какие‑нибудь финансовые инструменты? По крайней мере, к этому призывают и правительство, и НБУ. Но обыватель, похоже, не спешит слепо следовать их рекомендациям, предпочитая пафосным государственным заверениям о стабильности финансовой системы уют и надежность “матрасных” инвестиций. Ведь так денежки всегда с тобой, и жадные чиновники не наложат на них лапу с помощью еще одного-двух-трех налогов на защиту, укрепление или развитие, а уж кого и чего — выбирайте сами.
Так кто же прав — государство или люди? Действительно ли, как утверждает власть, подобные инструменты вложения средств лучше, чем матрас?
Посчитайте сами. $1, инвестированный под матрас в начале 2005 года, сейчас превратился бы из 5 грн в 27. С другой стороны, что бы вы получили, воспользовавшись услугами украинских банков, храня в течение десяти лет деньги на гривневом депозите? Если для расчета взять средние по банковской отрасли ставки депозитов для физических лиц, публикуемые НБУ, то те же 5 грн, положенные на депозит в начале 2005‑го, сегодня превратились бы в 23. Это уступает “матрасной” стратегии, а если добавить сюда риск невозврата или несвоевременного возврата депозитов, одобренного в свое время НБУ, то непривлекательность банковского депозита станет еще более очевидной.
Может быть, ценные бумаги? Доверившись украинским специалистам фондового рынка и вложив деньги в лучшие из их фондов, за десять лет удалось бы превратить 5 грн в 16, что значительно хуже депозита и проигрывает “матрасной” стратегии.
Что еще осталось в скудном инвестиционном арсенале украинского обывателя?
Можно, например, положить деньги на депозит в долларах, что по средней ставке, рассчитанной НБУ, превратит 5 грн аж в 60. Звучит заманчиво. Тем не менее несколько нюансов отделяет последний вариант от победы в нашем инвестиционном хит-параде.
Во-первых, применяемые средние ставки за год включают предложения всех банков Украины, но не все из них смогли дожить до наших дней. Большинство “умерло”, забрав, по примеру древних египтян, все имущество вкладчиков с собой в могилу.
Те же, кто доверил свои деньги более надежным банкам, в первую очередь — с иностранным капиталом, смогли превратить 5 грн в 35. Но и тут неудача. Кровные 35 грн еще не совсем ваши. Поскольку нельзя просто пойти в банк, взять деньги в кассе и отнести домой. Если вклад достаточно велик, этого не позволит сделать НБУ, жестко регулируя ваши потребности на уровне эквивалента 15 тыс. грн в день.
На фоне падающей гривны такое ограничение неумолимо увеличивает количество дней, которые предстоит провести в душной очереди за вкладом, обмениваясь слухами о состоянии финансовой системы Украины с другими незадачливыми инвесторами и проклиная тот день, когда вы из дисциплинированного “матрасного” инвестора превратились в доверчивого клиента банка. Как ни крути, а в прошлом десятилетии победу одержал матрас.
На что же рассчитывать украинскому обывателю в следующем десятилетии? Банки? Страшновато, даже несмотря на заявления НБУ о решительной зачистке банковской системы. А вдруг не до конца зачистили?
Фондовый рынок? Конечно, оптимизм нового состава Госкомиссии по ценным бумагам вдохновляет, но рынок развивается не тогда, когда этого хочет комиссия, а тогда, когда появляются спрос (например, в виде частных пенсионных фондов) и предложение (в виде ищущих финансирование современных компаний).
А пока, дорогие сограждане, я бы не рассчитывал на чудо. До тех пор, пока руководство страны не начнет реальные реформы, храните деньги под матрасом, как это делал знаменитый гражданин Корейко. И в долларах. Это выгодно, ликвидно, относительно безопасно и гораздо комфортнее длинных очередей из агрессивно настроенных вкладчиков, требующих вернуть пропавшие деньги. При этом, конечно, не оставляйте веры, что когда‑нибудь правительство и НБУ сделают безопасный депозит, акцию, облигацию и пенсионный фонд словами повседневного обихода. Как, например, в соседней Польше.