Повторю еще раз: Яресько – большой молодец.
Но только если она сейчас с той же энергией не возьмется реформировать налоговую систему и затыкать черную дыру под названием “таможня”, то все эти усилия по списанию были напрасны – всё равно через какое-то время все закончится дефолтом и развалом. Это как подключить больного в критической стадии к аппарату искусственного дыхания. Если вы знаете способ его лечить, и вам просто нужно выиграть время – это одно. А коль не знаете и не собираетесь лечить, то вы просто продлеваете его агонию.
Причем, этап реформирования будет гораздо более сложным. Не потому, что это такая уж непостижимая высшая математика. А потому, что интересы. Одно дело, сидеть и переговариваться с воспитанными доброжелательными (пусть и жесткими, как все банкиры) западными людьми. Разговаривая с ними на одном языке (каламбурчик получился невольно -К.В.), всегда можно с цифрами в руках доказать, что провести реструктуризацию долга (списать часть, сдвинуть начало выплат и растянуть их срок) – это лучше, чем довести Украину до дефолта и ждать с возвратом до морковкина заговенья, тем более, что и акционеры (политические) требуют такого сценария избежать. Другое дело – налоговая реформа. Чтобы стимулировать развитие экономики, она должна предполагать резкое уменьшение количества налогов и снижение их ставок. И при одной этой мысли Кондратий хватает как правительство, так и кредиторов. “Когда еще мы увидим ваш теоретически предсказанный рост и расцвет, – дружно восклицают они. – А чем нам завтра казну наполнять, чем платить зарплаты бюджетникам, пенсии и покрывать затраты на оборону? Руки прочь от доходной части бюджета!”. И тогда оказывается, что ради реформ нужно будет на какое-то время еще больше ужаться, а ведь народ уже сейчас на грани выживания. Либо придется искать более творческие способы создать для бюджета подушку безопасности, например, распродать все государственное имущество.
А вот это задачка не из простых. Во-первых, из-за кризиса оно сейчас ужасно недооценено. Во-вторых, имея в виду состояние украинской бюрократической и правоохранительной системы, злоупотреблений там будет выше крыши. И во всех их обвинят именно инициаторов реформ, “разбазаривателей общественного добра”. И популисты всех мастей будут танцевать гопак на их телах. К тому же, все хорошие перспективные госпредприятия разметут, а самое убыточное дерьмо оставят кормиться из наших налогов (в 100 ярдов гривен дотации они сегодня обходятся бюджету). И их в условиях жесткой экономии и приватизации придется ликвидировать, выбрасывая на улицы десятки тысяч людей, что популярности власти тоже не прибавит.
Впрочем, все это мелочи в сравнении с трудностями, с которыми придется столкнуться при реформировании таможни. Целый сонм политиков, правоохранителей, судей и чиновников кормится с этой черной дыры на границе. Никакого желания дать по рукам этим ворам у высшего политического руководства страны нет. И не потому непременно, что и сами они сами оттуда кормятся (у меня лично нет такой информации), а потому, что там интересы спонсоров их партий и избирательных кампаний, политические союзники и соратники, просто друзья и верные люди, а также субъекты всевозможных политических союзов и конструкций. И вот эту заразу победить не удается даже локально, в масштабах одной области, Саакашвили – при всей его поддержке президентом.
Думаю, непросто это будет и для Минфина, если не сможет опереться, кроме западных спонсоров, еще и на украинское гражданское общество. Пока похоже, что с первыми у нее все получается отлично, а вот о существовании вторых она и не слышала. Сложность же задачи такова, что без задействования всех ресурсов она не решаема. Если решаема вообще на этом этапе.
В общем, госпожа министр, пикник под названием “реструктуризация госдолга” закончен. Now a hard part