Понедельничная тотальная распродажа на мировых товарных и фондовых рынках, загнавшая в России курс доллара выше 71, а курс евро выше 81 рубля, во вторник сменилась временной передышкой.
Индекс шанхайской биржи вновь рухнул почти на 8%, однако остальные азиатские рынки, а вслед за ними и нефть, отошли от своих минимальных значений. Фьючерсы на американские индексы, упавшие в понедельник на 4-5%, утром во вторник отыграли почти половину падения, случившегося накануне. Все это позволило рублю отвоевать у доллара бесславно оставленный накануне рубеж на уровне 70 рублей за доллар.
Впрочем, как показывает опыт всех предыдущих кризисов, говорить о том, что нижняя точка пройдена, а «острая фаза» благополучно преодолена, рано. Гораздо разумнее готовиться к тому, что «трясти» Китай, а вслед за ним и остальной мир будет еще долго. Российская сырьевая экономика стремительно проедает накопленные за «тучные годы» резервы, а сделанная в прошлом году ставка на переориентацию российского сырьевого экспорта на Восток все сильнее выглядит очередной стратегической ошибкой, которые Путин и его окружение допускают в последние годы слишком часто.
Хотя говорить о завершении «острой фазы» очередной волны кризиса рано, уже сейчас можно оценить самые очевидные последствия «черного понедельника» для российской экономики. Прежде всего, «дно» и последующая стабилизация откладываются. Еще весной российские власти с помпой оповестили население о том, что дно пройдено и уже во второй половине нынешнего года можно ожидать первых признаков восстановительного роста. Однако теперь, если он и случится, то не раньше следующего года. Аналитики дружно взялись пересматривать в худшую сторону свои прогнозы относительно состояния российской экономики в следующем году. Теперь многие считают, что выход из рецессии начнется лишь в 2017 году. Да и то при условии, что Китай устоит и относительно мягко сдует пузыри на своих финансовых и фондовых рынках.
Причина проста. Сегодня российская экономика выглядит не в пример слабее, чем даже осенью прошлого года, не говоря уже о 2008 г. Резервы постепенно проедаются. Роста на девальвации не получается из-за невозможности модернизировать производство. Импорт промышленного оборудования за последний год рухнул более чем на треть, и тенденция эта только нарастает. Да и российский рынок, такой привлекательный 8 лет назад, сжимается все более стремительно. Уже предыдущая девальвация нанесла серьезный удар по накоплениям населения. Реальные доходы населения падают, и многие с начала этого года уже успели проесть все, что было отложено «на черный день». Новый обвал рубля и рост цен, который последует ближе к концу года, исключают потребительский спрос из числа возможных факторов роста. Так что импортозамещение, о котором так много говорят в правительстве, скорее всего, продолжит буксовать.
Что касается бюджета, то уже сейчас правительство судорожно пытается найти, на чем еще можно сэкономить. Проблема лишь в том, что никто пока не решается посягнуть на «священную корову» – военные расходы. Вытащить российскую экономику из кризиса новая «гонка вооружений» не способна. Напротив, лишь ускорит негативные процессы в ней. Происходит то, что страна уже однажды проходила. Конец путинского режима, с некоторыми модификациями и поправками, все сильнее напоминает конец милого его сердцу СССР, рухнувшего, когда нефтяные цены после бурного роста 70-х в середине 80-х обвалились.