Путину на Украине нужна еще одна победа

0
54

Раз в несколько дней по украинским медиа прокатывается тревожная новость: вот-вот российская армия начнет наступление.

При этом называются разные направления атаки, звучат названия разных населенных пунктов, которых «вот-вот» будут захвачены.

Между тем, ничего не происходит. И уже давно. Стороны обмениваются вялыми ударами, есть и жертвы, ситуация неспокойна, но все же наступления нет.

Готов ли Путин развязать активные военные действия на Донбассе?

И да, и нет.
Военный эксперт Павел Фельгенгауэр, к мнению которого я всегда относился с большим вниманием, на днях прямо заявил: «У России все готово для новой атаки». К границе стянут огромный военный контингент, произошла ротация кадров, создана инфраструктура тылового снабжения армии, часть которой находится на территории Украины, военные склады в самопровозглашенных республиках ломятся от тонн готовых к применению боеприпасов, фактически закончено обучение разношерстных «добровольцев», из которых сформированы боеспособные подразделения, которым предстоит бок о бок с кадровыми российскими офицерами участвовать в сражениях, которые давно планировались и многократно разыгрывались на полигонах.

Высокая готовность российской стороны к атаке может быть объяснена двумя разными причинами, лежащими на поверхности. С одной стороны, возможно, российский Генштаб помнит события прошлого лета, когда вооруженные силы Украины провели довольно успешную операцию, в результате которой территория, контролируемая сепаратистами, буквально на глаза, практически за несколько дней, сократилась вдвое и взятие Донецка и Луганска было делом нескольких часов. Тогда Путин открыто ввел регулярные войска и отыграл ситуацию обратно. Сепаратисты снова закрепили и даже улучшили позиции и большая часть российских войск была отведена – чтобы снова ждать на границе своего часа. То есть первая версия: российская армия приведена в готовность на случай наступления украинцев, и пока такого наступления не происходит, то и она останется на своем месте как гарант сохранения ситуации.

Но дело в том, что события прошлого лета помнят не только в российском Генштабе, но и в украинском. А это делает призрачной возможность активизации и расширения «антитеррористической операции», как называют ее украинцы. Поэтому со стороны Украины, пока не изменился статус мятежных территорий и пока Российская Федерация полностью контролирует границу, ожидать наступления не стоит.

Второй вариант – и мне лично он кажется наиболее реальным – заключается в том, что Путин действительно будет наступать. Недавняя разведка боем, предпринятая российскими генералами в Марьинке, показала, что и украинская армия сейчас уже не та, что год назад. И совершить бескровный марш-бросок на Киев не удастся, будет огромное кровопролитие. Такого кровопролития по внутриполитическим причинам Путин не хочет. Но по этим самым внутриполитическим причинам ему нужны военные победы. Экономика страны находится в ужасном состоянии, и это уже почувствовали на себе весьма широкие круги населения. Люди нищают, теряют работу, им уже не хватает денег, чтобы заплатить за жилье и еду, многие разорены кредитами, которые в условиях падения рубля оказались неподъемной ношой. Могут начать роптать, и уже ропщут. Что может поднять народный дух? Конечно, второго присоединения Крыма уже не случится. Но небольшая победоносная война просто необходима.

Да, Путин не хочет и боится расширения санкций. Но события несут его вперед, и он не может их остановить, даже если бы захотел. Да он и не хочет останавливать. Сейчас ему нужно нанести Украине унизительное поражение – военное, экономическое, гуманитарное – всё сразу. И только в этом случае народ снова признает его «отцом нации», сверхчеловеком, который «равен России», как заявляют его ближайшие соратники. Я не специалист в военном деле, как Фельгенгауэр. Но я могу назвать себя специалистом по пропаганде. Пропаганда чутко улавливает настроения руководства. Так вот, вся российская пропаганда между строк сообщает нам: война будет.