Барак Обама в открытую "высмеял" Путина

0
49

“Что бы вы ответили критикам, которые говорят, что Путин обвел вас вокруг пальца?” – спросили Барака Обаму на пресс-конференции в пятницу. “Да, я это уже слышал, – ответил президент, и тон его был снисходительно-иронический. – А давайте посмотрим. Когда я семь с половиной лет назад вступил в должность, Америка пребывала в состоянии глубочайшего финансового кризиса.

Мы вели две войны почти в одиночку. Международный престиж США достиг низшего предела. Мы теряли 800 тысяч рабочих мест в месяц. Сегодня у нас самая сильная и продвинутая экономика в мире. Наш рейтинг вырос. Мы ведем активную внешнюю политику и формируем общий подход к решению всех проблем, от Эболы до ИГИЛ. Мистер Путин занял свой пост, когда экономика росла, а в результате его блестящих действий она сократилась на 4 процента. Они изолированы от мирового сообщества, находятся под санкциями, которые ввели не только мы, но и их ближайшие торговые партнеры. Его главными союзниками на Ближнем Востоке были мистер Каддафи и мистер Асад – обе страны распадаются. И теперь он посылает войска и самолеты, чтобы удержать на плаву режим, рискуя при этом восстановить против себя суннитов всего мира. Так о чем вы спрашивали?”

Зал ответил дружным смехом.

Если бы я не знал имени оратора, я бы подумал, что это кто-то из российской несистемной оппозиции. В его ответах было все, что нужно и чего нам так не хватало именно от него все эти годы: и сервильная российская пресса, надувающая рейтинги и восхваляющая мудрость вождя, и Украина, и саркастическая фраза “Что-то я не вижу, чтобы в его коалицию выстроилась очередь”.

Если до этих высказываний еще можно было заниматься спекуляциями о том, что Пентагон капризничает вопреки политическим решениям, то теперь все совершенно ясно: никакого “размена” Украины на Сирию, никакого обещания смягчить или отменить санкции, никаких вообще договоренностей на встрече в Нью-Йорке не произошло. Хотите воевать в Сирии – добро пожаловать в коалицию. Но Асад должен уйти – это не обсуждается.

Путин обиделся и решил действовать в одиночку.

Сегодня даже в российской независимой прессе много рассуждений о том, что в рядах вооруженной сирийской оппозиции тоже “плохие парни”, и почему бы их не побомбить на общее благо, а не только спасения Асада ради. А также напоминаний, что ИГИЛ угрожал России – и не дай Бог все эти головорезы (в буквальном смысле!) вернутся домой.

Именно это говорил президент Путин, доказывая жизненную необходимость военной операции в Сирии.

Единственно верный путь борьбы с международным терроризмом, а в Сирии и на территории соседних с ней стран бесчинствуют именно банды международных террористов, это действовать на упреждение, бороться и уничтожать боевиков и террористов на уже захваченных ими территориях, не ждать, когда они придут в наш дом…
Не надо быть специалистом по этим вопросам, чтобы понять: если они достигнут успеха в Сирии, то неминуемо вернутся в свои страны, придут и в Россию.
Не секрет, что так называемое “Исламское государство” давно объявило нашу страну своим врагом….

Ну и, разумеется, Москва действует “по просьбе страны, нуждающейся в военной помощи”.

Прежде всего: ИГИЛ – террористы лишь в том смысле, что чинят террор на захваченных ими территориях. У них совершенно другие цели и стратегия, и на почве этого принципиального разногласия произошел разрыв ИГИЛ с “Аль-Каидой”. Были сообщения, что ИГИЛ взял на себя ответственность за теракты в Кувейте и Тунисе в июне этого года, но в таких случаях ответственность часто берут на себя совсем не те, кто их совершил. Да, велеречивый официальный представитель ИГИЛ Абу Мухаммед ад-Аднани в своих радиопосланиях обильно расточает призывы к единоверцам убивать американцев, европейцев, австралийцев и канадцев и с особенной ненавистью говорит почему-то о французах:

Если ты не можешь добыть бомбу или пулю, разбей его голову камнем, зарежь его ножом, раздави его машиной, столкни его с высоты, задуши или отрави его. Если ты не в состоянии сделать это, подожги его дом, автомобиль или бизнес. Или уничтожь его посевы. Если не можешь и этого, плюнь ему в лицо.

Но о русских он не говорил ничего подобного. Теперь, возможно, скажет, но это будет не причина, а следствие авиаударов.

В сущности все угрозы сводятся к видеоролику, появившемуся в сентябре прошлого года и записанному на авиабазе Табка в провинции Ракка, захваченной ИГИЛом а августе. На этой записи не называющий себя по имени молодой улыбчивый боевик с бритым лицом, сидя в кабине российского истребителя, обещает Путину прилететь в нем в Россию и освободить Чечню и весь Кавказ.

Установить, кто такие он и поддерживающие его одобрительными возгласами люди, не представляется возможным. Бритое лицо настораживает – все игиловцы носят бороды. За кадром звучит русская речь. По этим признакам был сделан вывод, что это бойцы из отряда Омара аш-Шишани, он же Тархан Батирашвили. В ноябре Рамзан Кадыров заявил, что отомстил ему – Батирашвили убит. И опубликовал в Инстаграме фотографию трупа.

Однако когда возникли сомнения в достоверности этой информации, Кадыров свое сообщение удалил. На награду в пять миллионов долларов, объявленную правительством США за голову Батирашвили, он претендовать не стал.

В любом случае ролик, заблокированный YouTube для российских пользователей по требованию Роскомнадзора, но доступный на других ресурсах, – это самодеятельность, а не официальная позиция ИГИЛ. Задача этого недогосударства – закрепиться на захваченных территориях и расширить их, а затем сразиться в последней схватке с “крестоносцами”, как в их идеологии называются представители западной цивилизации. По этой причине вступившие в ряды ИГИЛ никуда возвращаться не намерены – они собрались под знамена своего халифата, чтобы победить или погибнуть.

В прошлом году начался массовый исход боевиков “Имарата Кавказ” на территорию ИГИЛ. Эта убыль значительно ослабила, если не обескровила тамошних исламистов. На этой почве произошел раскол среди полевых командиров. Часть их принесла присягу главарю ИГИЛ Абу Бакру аль-Багдади. На этом основании 23 июня этого года Абу Мухаммед ад-Аднани сделал чисто символический жест: он объявил, что халиф принял их клятву и учредил на территории России провинцию ИГИЛ – “вилаят Кавказ”, а на пост “вали” (губернатора) назначил Абу Мухаммада аль-Кадари, он же Рустам Аксельдеров.

Лидеры имарата Алиасхаб Кебеков и его преемник Мухаммад Сулейманов пытались препятствовать оттоку живой силы, обвиняли перебежчиков в предательстве и ереси и клялись в верности вожаку “Аль-Каиды” Айману аз-Завахири. Но сегодня оба убиты, эмират остается обезглавленным.

Ну и последний casus belli – просьба законного правительства, ограниченный контингент на ограниченное время.

Во-первых, мы будем поддерживать сирийскую армию исключительно в ее законной борьбе именно с террористическими группировками. Во-вторых, поддержка будет осуществляться с воздуха без участия в наземных операциях. И третье, такая поддержка будет ограничена по времени – на срок проведения сирийской армией наступательных операций. Но ведь мы все это уже слышали, не так ли? И даже не очень давно. Результаты известны.

У войны своя логика. Начинается поставками оружия и военными советниками, потом боевые действия авиации, а потом и все остальное. Так США втягивались в гражданский конфликт во Вьетнаме, только теперь Россия и Америка поменялись местами. Надо полагать, сейчас начнется сбор и документирование доказательств гибели гражданского населения, которые так жаждет увидеть Кремль. За этим последуют поставки инсургентам средств ПВО – исключительно в гуманитарных целях. О том, что произойдет, если будет сбит хотя бы один российский самолет, не хочется даже думать. Зверская казнь иорданского пилота – дело рук игиловцев, но и “повстанцы” далеко не подарок.

Барак Обама провел четкую линию: “Коалицию мистера Путина составляют в данный момент Асад и Иран. Нашу – весь остальной мир”. Можно настаивать, как это делает президент России, на легитимности Асада. Для него и Янукович долго оставался легитимным президентом. Но трудно в очередной раз поверить в версию Кремля о том, что противоречия в Сирии “обострились в результате бесцеремонного вмешательства в дела региона извне”. Не извне расстреляли мирную демонстрацию в 2011 году. Не извне сирийский народ травили газом. Это сделал Асад. Распад Советского Союза тоже начался с разгона митинга в Тбилиси в апреле 1989 года. Никакие внешние силы в этом не участвовали. Башар Асад утратил свою легитимность, и без того сомнительную.

Ущербность российской позиции, судя по всему, хорошо понимает Сергей Лавров. Как опытный дипломат, он на всякий случай оставляет открытой форточку. Повторяя мантру о непременном участии Асада в политическом урегулировании, он дает понять, что Москва за него цепляться не будет. “Второстепенный вопрос о персоналиях” он считает открытым.

Цель сирийской авантюры состояла в том, чтобы не только вернуться в число респектабельных лидеров мира, но и подхватить из слабеющих рук Америки знамя глобальной войны с террором. Доверившийся собственным иллюзиям гроссмейстер Путин, как его любимый литературный персонаж, пошел е2 – е4 в надежде, что потом кривая вывезет. “Это не шахматный турнир сверхдержав, – сказал Обама. – А если кто-то видит ситуацию именно так, ему стоит иметь в виду, чем заканчиваются шахматные партии”.

Владимир Абаринов

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here