В последние дни Украина не может пожаловаться на недостаток внимания со стороны своих западных партнеров.
Сначала 4 марта Всемирный банк и страны «Большой семерки» жестко отреагировали на скандальное решение Конституционного суда Украины, отменившее уголовную ответственность за незаконное обогащение. В специальном заявлении случившееся было названо «значительным поражением в борьбе с коррупцией», а затем последовал призыв не только вернуть эту норму в Уголовный кодекс, но и не допустить развала десятков заведенных уголовных дел. И украинской власти следовало бы «активизировать свои усилия для обеспечения эффективности антикоррупционных правовых инструментов и институтов», а не то, что происходит сейчас.
5 марта необычно резко в Украинском кризисном медиацентре выступила американский посол Мари Йованович: «Возможность для перемен в Украине, которая выпадает один раз на поколение и за которую была заплачена такая высокая цена пять лет назад на Майдане, еще не привела к таким реформам в сфере борьбы с коррупцией и утверждения верховенства права, каких на самом деле ждут и заслуживают украинцы». По ходу досталось Конституционному суду за вышеупомянутое решение, Высшей квалификационной комиссии судей за то, что та тащит в Верховный суд кандидатов с сомнительной репутацией, а специального антикоррупционного прокурора, по мнению Йованович и стоящего за ней Госдепа, надо вообще заменить, поскольку тот был пойман на попытке сговора с подозреваемым. Потребовала предоставить больше полномочий Гражданскому совету добропорядочности при выборе судей, отменить депутатскую неприкосновенность, провести полный аудит «Укроборонпрома», обеспечить свободные честные выборы по западным стандартам и забыть о давлении на независимых журналистов.
В тот же день в Украину прибыл заместитель госсекретаря США Дэвид Хэйл. Очевидно, что у него та же повестка, что и у главы американского посольства, только озвучивает Хэйл украинским руководителям в более камерной обстановке и, вполне возможно, в еще более жесткой тональности.
Трудно и припомнить, чтобы со времен Кучмы и Януковича Запад так сурово обращался с украинской властью. Особенно показательно это отрезвляющее хлестание по щекам за три недели до выборов. C одной стороны, это однозначно бьет по президенту-кандидату, который презентует себя доверенным партнером Запада, который души в нем не чает. Сторонники Петра Порошенко считают международное направление надежно прикрытым дипломатическим гением своего кумира, а тут вдруг оказывается, что недовольство ситуацией в Киеве вышло на такой уровень, когда об этом считают возможным и нужным публично говорить открытым текстом на грани дипломатических приличий. С другой стороны, американские представители не озвучили ничего такого, что не было бы известно в Украине любому встречному-поперечному: расцвет коррупции, безнаказанность высоких задействованных лиц, расчет на выборах на хитрые проверенные методы подкупа избирателей и подтасовку результатов.
Старшие союзники дают понять, что их поддержка не безусловна, ее следует заслужить, и это касается любого, кто одержит победу на президентских выборах. И условие-то предельно понятное: надо «всего лишь» выполнить свои обязательства перед собственным народом, взятые пять лет назад, дать украинцам то, что они, по словам Мари Йованович, давно ждут и заслуживают. И кому-то легче заявить в ответ о недопустимом вмешательстве иностранцев в наши внутренние дела, чем признать острое нежелание обеспечить требуемое верховенство права и непримиримость к коррупции. Ничто так не оскорбляет национальную элиту, как покушение на присвоенное ею «суверенное» право воровать у своих – хоть бюджет, хоть недра, хоть голоса. По этой причине ненависть к «пиндосам» во многих наших кабинетах ничуть не меньше, чем в кремлевских палатах.