Установка памятника Сталину в Ялте и закрытие крымско-татарского канала ATR – это тупое навязывание российской властью обществу своих ценностей и представлений.
То, что сейчас происходит в Крыму – установка памятника Сталину в Ялте, закрытие крымско-татарского канала ATR – это тупое навязывание российской властью обществу своих ценностей и представлений. Такое неприкрытое давление – не очень эффективный метод сам по себе, поскольку закономерно вызывает сопротивление (как, например, со стороны крымских татар). Но применение этого метода отвратительно тем, что оно в полной мере продемонстрировало глубину аморальности российского общества и особенно – аморальности власти.
Я не думаю, что за этими репрессиями стоит что-то большее, чем простое желание подавить волю общества и инакомыслие. Как известно, в РФ есть попытки интерпретировать происходящее на Северном Кавказе как социальный эксперимент российской власти. Якобы Северный Кавказ, в особенности, Чечня – это такой себе испытательный полигон для проверки некоторых технологий управления обществом, которые впоследствии, в случае успеха, переносят на оставшуюся часть России.
Но представить себе, что нынешние действия российской власти в Крыму – подготовка к превращению полуострова в такую же испытательную площадку, мне пока трудно. Слишком мало у нас есть достоверной информации о том, что там происходит и какова реальная подоплека этих репрессий.
А вот о чем мы можем с уверенностью утверждать – так это о том, что российская власть понемногу приучает народ к идее «великие цели оправдывают любые жертвы». Призывы потесниться демократическими свободами ради блага Родины, демагогия и риторика победы, лозунги в стиле «мы за ценой не постоим» – все это имеет своей целью навязывание государственных ценностей перед ценностями частной жизни. В ту же копилку идет превознесение самопожертвования и героизма.
Это касается как Крыма, так и российских войск в Донбассе, и даже отчасти принимается населением – по крайней мере, пока нет слишком крупных потерь. Люди верят, что сумеют отсидеться и их это не коснется.
Надо заметить, что тема присутствия российских войск в Донбассе тщательно цензурируется и вытесняется из массового сознания, и поэтому практически не обсуждается в публичном пространстве. Тем не менее, судя по данным наших исследований, люди об этом знают, но считают, что так и должно быть, что государство имеет право проводить пропагандистские кампании и ограничивать права и свободы людей – пока это не касается лично их.
К сожалению, такое двоедушие и лукавство стали основополагающей чертой нынешнего аморального состояния российского общества.