Почему власть права, установив празднование окончания Второй мировой войны и на 8 мая, и на 9-е.
70-ю годовщину окончания Второй мировой войны в Украине отметят дважды – 8 и 9 мая. Так, Петр Порошенко подписал указ, согласно которому 8 Мая Украина будет отмечать вместе с Европой День памяти и примирения, а 9 Мая остается государственным праздником. И это, на мой взгляд, правильное компромиссное решение.
С одной стороны, коль скоро мы идем в Европу, то почему должны отмечать отдельно торжество освобождения Европы? Только потому, что Сталин решил подписать Акт о капитуляции на следующий день вторично? С другой стороны, для людей старшего поколения, не говоря уже об оставшихся в живых ветеранах, о людях, переживших войну, 9 Мая – это сакральный день, «праздник со слезами на глазах». Им трудно понять, почему этот святой для них день вдруг «переносится».
Поэтому ничего страшного не случится, если мы отпразднуем День победы два дня: 8 мая Украина вместе с Европой отметим День памяти и примирения, а 9-го – будем чествовать ветеранов.
Вообще окончательное решение Украины интегрироваться в Европу и максимально отходить от идеологического наследия Советского союза, естественно, включает и вопрос отношения к советским символам и праздникам. Иногда – как в случае с 8 Марта – этому дню достаточно вернуть его первоначальный смысл. Ведь 8 марта не было придумано в Советском Союзе – исторически это Международный женский день борьбы за свои права.
Иное дело, что в СССР «борьба за свои права» куда-то испарилась, и остался только «женский день» – день всеобщего, раз в году, славословия женщин. Поэтому надо просто вернуть этому дню его исконный смысл (что в этом году и попытались сделать общественные организации путем проведения обсуждений о роли женщины в обществе, ее права и пр.). А кто хочет праздновать по-старому, то, пожалуйста, никому от этого вреда тоже не будет.
Иное дело другой советский праздник – 23 февраля. День Советской армии. Раньше праздновать этот день было нормальным, поскольку значительная часть старшего поколения служили в советской армии, армии, освобождавшей Украину и Европу от фашизма. Но, в конце концов, этот день давно, еще в Советском Союзе, превратился в некий общий мужской день, уравновешивающий всеобщий день женский (прямо как когда-то в советской бане – были дни женские и были мужские). По аналогии с 8 Марта, 23 февраля поздравляли «наших мужественных защитников», причем независимо не только от факта службы в армии, но и от возраста. И был бы и дальше этот уже привычный праздник «мужского дня», да вот только – война. И как тут отмечать «День советской армии», с которой наша страна фактически воюет? Все, праздник кончился, независимо от каких-либо указов и приказов.
Еще один пример – непрекращающийся «ленинопад». Честно говоря, не являюсь сторонником столь радикальных мер, однако признаю, что эти процессы не инспирированы властью, а исходят от населения. Вместе с тем, тот же памятник Ленину в Киеве можно было бы убрать вполне законно, проведя соответствующий референдум среди горожан.
Однако «ленинопад» ясно засвидетельствовал, что процессы расставания с советским прошлым зреют в самом обществе, а не вследствие официальной политики власти. Покончить со всем советским стремится наиболее молодая продвинутая и проевропейская часть общества. И эти процессы избавления от советского прошлого в украинском обществе будут усиливаться. Вот только не надо лишать старшее поколения их праздников. В конце концов, будем праздновать День победы два дня – 8 и 9 мая. И это правильно.