Долина идолов: 100 лет зомбирования

0
69
Нашим наследникам нужна кунсткамера советской эпохи.

После принятия закона об осуждении коммунистического и нацистского тоталитарных режимов в Украине и запрета пропаганды их символики,  обратилась с письмом  к президенту Петру Порошенко и вице-премьеру, министру культуры Вячеславу Кириленко   с инициативой создать Музей тоталитаризма под открытым небом.

Цель музея, на мой взгляд,  проста – необходимо сберечь историю страны, не допустить уничтожения исторических  свидетельств почти целого столетия, не позволить вычеркнуть из народной памяти следы эпохи. Музей должен вместить в себя памятники коммунистическим идолам,  другую коммунистическую атрибутику,  которая  присутствовала в  жизни наших дедов, отцов и матерей.

Декоммунизация не должна остаться только на бумаге – в законах, принятых депутатами. Она должна найти свое визуальное отображение в истории нашей страны. В Украине должно появиться место, в котором наглядно можно будет увидеть идолов прошлого, зомбировавших людей. Да уж, в этом акте «идолопоклонничества» мы практически превзошли средневековье. И не можем теперь позволить себе стереть из национальной памяти этот страшный период.  Без сохранения и демонстрации свидетельств исторических ошибок прошлого – мы не сможем жить в настоящем и строить будущее.

Именно Музей тоталитаризма, как хранитель истории, позволит пришедшим на смену поколениям осознать все, что происходило с их Родиной, и избежать повторения подобного впредь.

Каждый раз, проезжая по городу Радомышль,  задумываюсь о его истории.  Времена Киевской Руси, Радомышль, тогда – Микгород, древляне, разбитые княгиней Ольгой,  сожженные поселения…  Что осталось в нашей памяти с тех времен? Какие исторические памятники? Лишь три голубя на гербе города с веточками в клювах, хотя на самом деле город сжигали горящей паклей,  привязанной к ноге птицы.

Королевский путь ВиаРегия – путь королей – шел через Микгороддо Киева. Через него тысячами проходили торговцы и паломники. Кто знает об этом? Потом на месте Микгорода возник Радомысль с греко-католическим митрополичьим храмом. Потом пришло православие – первая папирня (бумажная фабрика), козацкая руина и опять… все сожжено. Позднее город становится еврейским: синагога, погромы и вновь все – до тла.  Городская папирня превратилась при Советах в мельницу, во времена Независимой Украины в городскую свалку, река – в болото, жизнь – в существование.

В памяти поколений не осталось ни уроков, ни свидетельств. Чему научились? Что поняли? Что вынесли из уроков истории? Похоже, только стремление все уничтожить.  Зомбирование тысяч поколений не прошло бесследно: сжечь до тла все, что было до нас, разрушить весь мир до основания, не пытаясь сохранить и создавать.

Как это похоже на день  сегодняшний.  «Ленинопад» идет по стране грозной поступью уничтожения памяти.  Ненависть порождает ненависть. Столетья унижения врываются в нашу жизнь памятниками с отрубленными головами. Но первый пар  уже выпущен. Пора остановиться и задуматься. Сохранить для потомков всех этих сталинов-ленинов, чтобы люди могли опознать тиранов, если те вновь попытаются поднять голову.

Для этого нашим наследникам и нужна кунсткамера советской эпохи, «изба-читальня» со всеми первоисточниками и планами по уничтожению икон и церквей, документами о расстрелах священников и детей, продразверстками и записями партийных съездов.  Долина Идолов должна стать ярким напоминанием о нашем столетнем стыде и молчании. Это наша история и наши ошибки. Мы больше не имеем права не делать  выводов из прошлого.

Достаточно и деструктивных перегибов – ленинопад надо остановить, а памятники начать свозить на склады, а еще лучше сразу в будущий музей «Гитлеров-Лениных-Сталиных». Аналоги Музея тоталитаризма давно существуют в развитых европейских странах. Это Музей коммунизма в Праге, Дом-музей террора в Будапеште, Музеи оккупации в столицах Латвии – Риге и Эстонии – Таллине. Были в 90-е годы и попытки создания парка с памятниками Ленину в Одессе. Но так как парк не имел официального статуса музея, то в конечном итоге практически все  скульптуры порастаскивали и поразбивали.

Открытие такого музея может стать не менее глобальным событием в Украине, чем открытие Мемориального комплекса памяти жертв Голодомора. Эти два исторических памятника-свидетеля мимо воли перекликаются между собой, также пронизывают холодом «до мозга костей», заставляют плакать и сжимать зубы до боли, заставляют помнить о том, что может и хочется забыть, да нельзя.

Украинскому художнику-монументалисту Анатолию Гайдамаки, автору проекта памятнику Голодомору, в своем произведении удалось достичь недостижимого, достучаться через боль к сердцам людей. Думаю, что и  Музей тоталитаризма его авторства, также может стать ярким свидетельством того, как нация перестает быть зомбированной, а напротив –  объединяется через страшную историческую память, признает столетние ошибки прошлого и побеждает. Пришло время – помнить.

Ольга Богомолец