Полгода спустя после нападения на Катю Гандзюк с недовольным скрежетом провернулись шестеренки правовой машины и следствие как-то приблизилось к заказчикам: оглашено подозрение главе Херсонского областного совета Владиславу Мангеру.
Его имя давно называлось в связи с покушением на Гандзюк, но вот руки у следствия дошли лишь сейчас. Как и у «Батькивщины», которая буквально за пару дней до этого убрала Мангера из своих рядов. Есть все основания считать, что мы бы и этого не дождались, если бы не выборы.
В БПП едва не праздник. «Юлия Тимошенко затащила во власть целую плеяду таких персонажей… Я бы после таких кадровых ошибок больше не доверял бы Юлии Владимировне становиться у штурвала не то что всего государства, но и даже своей партии. Ведь цена такой кадровой политики может оказаться слишком высокой для страны», – пишет в своем блоге на «Украинской правде» штатный пропагандист Банковой Виктор Уколов, обязанный своему политическому взлету как раз кадровой политике Тимошенко. Будто в деле активно не фигурирует помощник депутата от БПП Николая Паламарчука Игорь Павловский, и не звучат имена других представителей президентского блока: главы Херсонской обладминистрации Андрея Гордеева и его заместителя Евгения Рыщука.
Выдвиженцами «Батькивщины» и БПП круг вовлеченных в скандал лиц не исчерпывается: Николай Ставицкий попал в Херсонский областной совет от Радикальной партии Олега Ляшко, именно его помощник Алексей Левин «Москал», находящийся сейчас в бегах, один из главных организаторов покушения на Катю. А среди непосредственных исполнителей – бойцы подразделений «Правого сектора». Так что впору говорить о межпартийной гармонии в желании местных деятелей избавиться от кости в горле, которой была для них Гандзюк. И в исполнении этого желания.
Отдельная заслуга принадлежит внепартийной национальной полиции, которая усердствовала в имитации расследования и его фальсификации, а теперь интенсивно прессует активистов движения «Кто заказал Катю Гандзюк?». После того, как Роман Синицын на своей странице в фейсубке попросил подписчиков установить имена полицейских, которые, проклиная бандеровцев, избивали активистов под Подольским РОВД Киева, в отношении него заведено уголовное дело.
Кто-то умудряется в этой истории насчитывать или отнимать очки у Порошенко, Тимошенко или Авакова, но смысл ее как раз в том, что на местах прекрасно сосуществуют, взаимодействуют и совершают совместные гешефты и преступления дельцы, для которых партийная принадлежность – обстоятельство исключительно конъюнктурное. А силовики – полноценные партнеры по преступному бизнесу. Между ними тоже случаются жестокие конфликты, но точно не из-за идеологических разногласий. Что-что, а идеология наживы общая. Да и на киевском уровне пребывание политиков от бизнеса и бизнесменов от политики в той или иной фракции – чаще всего следствие череды случайных обстоятельств. Практически любого из них можно представить в пяти-шести других партиях или депутатских группах, по большому счету, они малоразличимы.
Для глав политических кланов важно заручиться поддержкой местных баронов и князьков национального уровня, отказываться от кого-то при малейшем «зашкваре» рискованно: без должной демонстрации готовности прикрывать своих, невозможно добиться лояльности от клиентелы. Поэтому и у Порошенко, и у Тимошенко так долго тянут с тем, чтобы сбросить, казалось, очевидный балласт из оскандалившихся соратников. И только непрекращающееся давление со стороны активистов да ситуация выборов, которая требует не подставляться под удар конкурентов, вынуждают нехотя делать какие-то кадровые выводы.
Несмотря на огромный резонанс остается открытым вопрос, будут ли привлечены к настоящей ответственности, понесут ли заслуженное наказание заказчики и организаторы покушения на Катю Гандзюк, не похоронит ли дело тотальная неспособность государства к установлению справедливости и не утонет ли дело во взаимных обвинениях. Юлия Тимошенко уже сделала заявление о том, что за выдвинутым Владиславу Мангеру подозрением прослеживается политический заказ президентского лагеря против нее и ее политической силы. Чем-нибудь схожим обязательно ответят оппоненты, и в поднявшейся какафонии мало шансов быть услышанным голосу правды.
Между тем херсонская трагедия выявила обыденную картину властных нравов и практик в Украине, какую область или город ни возьми. В этом смысле ответ на вопрос «Кто заказал Катю Гандзюк?» прекрасно всем известен: все они, тесно увязанные в систему, пожирающую будущее страны, и заказали. Заранее заказан любой, кто угрожает системе, и лишь дьявольская рулетка определяет, где и с кем произойдет очередная расправа.