Саакашвили досталось неплохое "наследство"

0
57

Парадокс украинского политикума заключен в том, что не нужно искать идеал, что негодяи бывают патриотами, грабители – важными политическими деятелями, а чужаки – спасителями государства. В качестве примера был назван Богдан Хмельницкий – феодал, военный преступник, грабитель, создавший современное украинское государство.

Именно так, не рассчитывая на идеал, а рассматривая только правоту и полезность, следует анализировать Игоря Коломойского. Этот же стандарт применим и к его одесскому наместнику Игорю Палице. Посмотрим его выступление на Шустере.

Речь Палицы сводится к трем пунктам: он сохранил мир в Одессе, выкачивание нефти было на тот момент целесообразно, а Порошенко – негодяй. По всем трем пунктам с ним можно согласиться. Примечательно, что Палица в эфире вел себя корректно и не приписывал себе честности, бескорыстности или заботы о лоукостах в одесском аэропорту. Поэтому справедливо будет рассмотреть эти три его аргумента.

Действительно, в марте 2014 года только Коломойский, из всех олигархов, готов был возглавить область. Палица верно описывает, как Ахметов вместо себя дал Таруту на Донецк, а остальные олигархи и вовсе отказались. И если бы не Коломойский тогда, то Украины в нынешнем виде могло бы уже и не быть. Коломойского можно судить в уголовном процессе за многое, но за это ему нужно ставит памятники.

И аналогична роль Палицы в Одессе. Многие предпочитают забыть ситуацию после 2 мая 2014 года. Но тогда именно Палица удержал ее под контролем.
Палица совершенно правильно говорит, что когда он стал губернатором, по Одессе ходили толпы людей в масках и с битами. Он собрал у себя этих патриотов, в очень сложном разговоре убедил их не искать смерти, а находить общее мнение и работать вместе. Подкупал, угрожал – но заставил. Именно он успокоил и противоположную сторону, встретившись с родственниками погибших. С довольно неожиданным тактом, он сумел найти точку соприкосновения, представив дело так, что они были втянуты, а не защищали какие-то собственные взгляды. Кстати, интересно беглое упоминание Палицей известного в узких кругах факта: события 2 мая были профинансированы одним кандидатом в мэры, а выгодны другому.

Как бы то ни было, невозможно оспаривать слова Палицы о том, что именно он забрал людей с битами с улиц и усадил их за стол переговоров. С тех пор, немало сторонников России оказались подкуплены, получили должности – или вынуждены были покинуть Одессу. Сочетание подкупа и силы обеспечило реализацию программы Палицы, как не удалось бы человеку менее богатому или жесткому. Едва ли кто-то мог справиться с этой задачей лучше него.

Палица верно отметил, что Одесса стала первым городом из спорных регионов, где с улиц ушли вооруженные боевики.

Характерной жесткостью Палицы объясняется и описанный им успех в проведении 9 мая в Одессе. Никто, кроме него, не рискнул бы вызвать к себе и.о. консула РФ с представителями русских силовиков и угрозами заставить их предотвратить эскалацию во время праздника. Примечательно, что сотрудники консульства смогли обеспечить отсутствие российских флагов на мероприятии.

Отвечают реальности слова Палицы о том, что он “склеивал Одессу”.

С иронией можно относиться к заявлению о том, что под руководством Палицы минировали акваторию и устанавливали береговую артиллерию, но по тем временам, приведение в порядок бомбоубежищ выглядело совсем не лишним.

Едва ли корректны нападки на Палицу по поводу КрАЗов. Машины действительно были закуплены за его счет, как и много другого для украинских силовиков. Несомненно, “его счет” – это далеко не честный доход правильного налогоплательщика, но рассуждать следует в контексте украинских реалий. Члены других олигархических групп этого не делали.

Можно понять, поэтому, Палицу, когда он забрал КрАЗы после увольнения. Как корректно заметил бывший губернатор, на Коломойского стали давить, когда власть уже перестала бояться русских. Увольнять Палицу подковерно, без награждения за реальные действия по подавлению сепаратистов в Одессе, было непорядочно со стороны Порошенко, и не удивительно, что Палица в сердцах забрал собственные автомобили.

Здесь мы снова возвращаемся к центральному вопросу анализа Коломойского и Палицы: они отнюдь не матери Терезы; впрочем, и мать Тереза отличилась участием в корпоративных конфликтах – например, уговаривая индусов не подавать в суд на Union Carbide после катастрофы в Бхопале. И деньги их далеко не чистые. Но по личным мотивам, именно они были одними из центральных фигур в организации сопротивления Путину.

Версия Палицы по Укртранснафте довольно односторонняя, но и конкурирующая версия Порошенко страдает тем же недостатком. Нужно согласиться с Палицей, когда он говорит, что выкачка нефти в мае 2014 года была правильной мерой, призванной оставить сепаратистов без нефтепродуктов. Тогда Лисичанск и Славянск, где проходят основные трубопроводы, были захвачены, и нефть бы досталась повстанцам.
Верно и то, что за три месяца бесплатного хранения у правительства было более чем достаточно времени, чтобы что-то решить в отношении этой нефти: или продать ее на переработку по более-менее рыночным ценам, или сказать, что выкачка была преступлением. Никто не мешал правительству распорядиться нефтью в июле 2014, когда Коломойский по договору начал взимать оплату за ее хранение; но вопросы стали задавать только в марте 2015.
Действительно, в условиях стабильного падения цен на нефть именно правительство виновно в том, что не реализовало нефть сразу, по высоким ценам, а дотянуло до снижения цены вдвое, получив убыток около 7 млрд грн.
Палица прав и в том, что их руководителя Укртранснафты сняли уже полгода назад, а по нефти на хранении правительство так и не приняло решения.
Промолчал бывший губернатор о заоблачной стоимости хранения нефти на мощностях Привата, но опять-же, правительство могло давно уже прекратить это хранение, распорядившись нефтью.
Можно поверить Палице, когда он говорит, что Порошенко пообещали 5 млн долларов в месяц за контроль над Укртранснафтой. И как раз поэтому офис госкомпании захватывали охранники Кононенок (“Пятый элемент”). А уж прикрытие захвата зам. главы СБУ, брат которого занимает руководящую должность в ЛНР, общеизвестно.

Палица довольно честно не представляет себя в интервью как борца с коррупцией на таможне. В отличие от Саакашвили, он вжился в систему. Но предложенные Палицей точечные решения весьма эффективны: например, установка б/у контейнерных сканеров всего по 1.8 млн евро. Палица понимал, что не следует бороться с коррупцией на отдельно взятой таможне, потому что это вызовет переток грузопотоков, как сейчас и произошло. Он правильно утверждает, что за время его работы растаможивание контейнеров в Одессе выросло с 18 до 31% грузопотока.
Предлагаемая Палицей схема пресечения контрабанды алкоголя через запрет уничтожения акцизных марок однозначно проста и эффективна.

Прощальной песней можно назвать слова Палицы о том, что в коррупции виновна вся власть. Что нужно принимать простые законы, чтобы от исполнителей ничего не зависело. И что у областной власти нет реальных полномочий для уничтожения коррупции.

Источник

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here