Почему в разгар войны Украина продолжает продавать свое оружие

0
148

США нужно помочь Украине в производстве собственного оружия, а не отправлять туда американское, которое может спровоцировать войну между двумя ядерными сверхдержавами.

Когда Конгресс подавляющим большинством голосов принял резолюцию с призывом к Бараку Обаме предоставить Украине летальные защитные вооружения, он, по сути, просил США об оружии для страны, занимающей девятое место в списке крупнейших экспортеров защитных вооружений. Страны, чьи поставки в прошлом году помогли Нигерии противостоять диверсантам из Боко Харам.

Поэтому, даже если в ближайшие недели или месяцы Россия возобновит свою агрессию в Донбассе, США следует помочь Украине вооружить себя самостоятельно вместо того, чтобы отправлять туда американское оружие, которое может спровоцировать войну между двумя ядерными сверхдержавами.

Согласно недавно опубликованным данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, в период с 2010 по 2014 год на долю Украины приходилось 3% глобального рынка оружия.

В 2013 году Укроборонпром, государственная компания, контролирующая большую часть ВПК страны, продала за границу вооружения на сумму $1,79 млрд. В прошлом году экспорт упал из-за войны в восточных регионах, но не остановился совсем. Несмотря на то, что официальные показатели за год пока недоступны, данные SIPRI подтверждают, что и в разгар войны Украина продолжала продавать оружие.

Основным предметом украинского экспорта были двигатели АИ-222, которые активно поставлялись в Китай и ряд других государств. Помимо этого, Украина продавала газовые турбины для военных кораблей Китаю и Индии, фрегаты – Экваториальной Гвинее, ракеты для истребителей МИГ-29 – Чаду, самолеты – Хорватии и Мозамбику. Эти товары не сыграли бы большой роли в войне против России, которая ведется при помощи танков, бронемашин, артиллеристских систем и легкого оружия, поэтому Украина сделала все, чтобы продолжить их экспортировать.

Но, по данным SIPRI, также Украина продавала бронированные ремонтно-эвакуационные машины, которые используются для вывоза с поля боя поврежденных танков и БТР, Азербайджану; бронемашины и танки – Таиланду и Нигерии; противотанковые ракетные установки – Казахстану и неназванной стране в Восточной или Северной Африке.

Конечно, сложно подтвердить, что все это оборудование, которое и самой Украине пригодилось бы, было доставлено покупателям – это весьма деликатный политический вопрос. Возможно, некоторые контракты были заключены в начале года – еще до войны, другие могли быть слишком незначительными, чтобы из-за их нарушения платить штрафы. И все же, пожалуй, не помешало бы объясниться.

Часть модернизированных танков T-64A, предназначавшихся Демократической республике Конго, были переданы отрядам Нацгвардии, сражающимся на востоке Украины. В декабре нигерийский блогер-специалист по обороне опубликовал фото недавно поставленных в страну БТР-4, вероятнее всего, украинского производства (эти бронемашины упомянуты в базе данных SIPRI). Тот же блогер в январе сообщил, что ожидаемые поставки украинских танков Т-72, скорее всего, не состоятся «из-за гражданской войны в стране».

SIPRI подтверждает, что в 2014 году Украина поставляла Казахстану и неназванной африканской стране противотанковые ракеты Р-2, несмотря на то, что это тот же тип оружия, о котором киевское правительство просит своих западных союзников.

После активных зимних боев Украина явно испытывает нехватку бронетехники и танков – в противном случае она не откладывала бы поставки по уже заключенным контрактам и не стала бы покупать бывшие в употреблении бронемашины AT-105 Saxon у Великобритании.

Кроме того, Украина обладает достаточными производственными мощностями для выпуска собственных версий американского оружия, в котором она нуждается – от радаров до самонаводящихся ракет. У Укроборонпрома есть больше сотни заводов, расположенных вне зоны конфликта, на которых работает около 60,000 людей. Некоторые из этих заводов – современные предприятия, которые производили товар для экспорта в Россию (с 2009 по 2013 она была третьим по величине покупателем товаров украинского ВПК, после Китая и Пакистана) и на десятки других рынков.

Украинской оборонной промышленности нужны инвестиции и помощь в избавлении от контрактов с РФ. Большинство заводов – кроме 20, оставшихся на захваченных сепаратистами территориях – вполне работоспособны. С учетом политических реалий в Вашингтоне такая помощь дала бы результаты так же быстро, как и прямая военная помощь.

Инвестиции в украинский ВПК имели бы и долгосрочный эффект – они помогли бы восстановлению экономики страны. Как один из крупнейших экспортеров оружия в последнее десятилетие, Украина могла бы триумфально вернуться на мировой рынок, когда война закончится.

И, наконец, помощь Украине в производстве собственного оружия вряд ли вызовет такую же гневную реакцию РФ, как прямые поставки американского: такая помощь менее заметна и не требует прямого участия США в конфликте.

Леонид Бершидский