Между Киевом и Донецком. Что делать дальше с Востоком

0
66

Постепенно война теряет ореол быстрой, победоносной и решающей все проблемы. Звучат первые предложения компромисса

Провел в Киеве две полные недели. Важными для себя считаю встречи с людьми, по которым я измеряю общую температуру общества. Делаю это как в Донецке, чтобы рассказать в Киеве, так и наоборот.

Вот какие выводы я сделал после очередного визита в столицу.

1) Радикальные мнения и «ястребиные» взгляды, очевидно, теряют массовую поддержку на фоне общей усталости и ухудшения экономической ситуации. Это не значит, что война ушла из повестки дня, но она явно теряет ореол быстрой, победоносной и решающей все проблемы. Хотя люди, которым понравилось зарабатывать на войне или которые нашли в ней смысл жизни, тоже никуда не исчезли.

2) Бытует мнение, что следует «заморозить Донбасс» и сконцентрироваться на реформах внутри страны, чтобы через какое-то время Донбасс сам попросился обратно в процветающую Украину. Эта мысль имеет поддержку на разных уровнях, несмотря на очевидные изъяны в логике.

3. Нет единого мнения относительно того, что делать дальше с Донбассом. Политические амбиции продолжают доминировать над здравым смыслом. По-прежнему сильно желание победить, пускай даже не военным путём, вместо того, чтобы пойти на разумный компромисс. Конечно, глупо ожидать от людей, которые в широком смысле слова не так пострадали от войны, как Донбасс, такого же осознания ценности компромисса ради мира, как у нас в Донецке.

4. Тем не менее, возможность компромисса, пускай в общих чертах, уже начинает вырисовываться. Пока на уровне мнений и дискуссий. Следует понимать, что такие вещи должны пройти длинный путь к озвучиванию вслух и тем более – к имплементации. Хорошо хоть, звучат робкие вопросы «а может?». Непримиримых переубедить невозможно, но можно общаться с умеренными.

5. Эта же политическая составляющая пока не позволяет предлагать непопулярные решения. Ибо боязно потерять карьеру на взлёте. Ибо всё делается с оглядкой на «старших товарищей» и «консолидированную позицию» (партии, фракции, партнёров, спонсоров).

6. Множество вводных утверждений, которые приводят к противоречиям, всё так же трактуются оппонентами по-разному. В практической плоскости это означает, что вместо поиска решений люди продолжают выяснять, кто прав. Это я говорю не про обывателей, как вы понимаете, а про уровни от поддержки принятия решений до политикума.

7. «Тут и там ходят слухи по домам», – следствие предыдущего пункта. Даже на весьма серьезном уровне вместо фактов в ходу стереотипы, предположения и пропаганда. Реакция у всех разная – кто-то признаёт этот факт и хочет получить другую информацию для более полной картины, а кто-то ищет лишь подтверждения своей собственной правоты и клеймит жертвами пропаганды всех остальных. Тут политики не слишком далеко ушли от обывателей.

Очень приятно было, когда в Киеве в кафе ко мне подошел незнакомый человек и сказал: «А вы Энрике Менендес? “Ответственные граждане”? Я читаю вас, очень хорошо, что есть такие люди, которые ездят между Донецком и Киевом».

Энрике Менендес