Кремль атакует “Мемориал”

0
174

Вторая часть Итогов недели, которые Татьяна Попова подвела с Никитой Петровым – замглавы “Мемориала”, ликвидированного 28 декабря 2021 года решением Верховного Суда Российской Федерации.

Полную версию смотрите здесь:

Первую часть смотрите по ссылке:

https://censor.net/ru/blogs/3308040/zamglavy_memoriala_kreml_atakuet_istoriyu

– ПОПОВА: Мы, украинцы, чувствуем некую ответственность перед “Мемориалом”, потому что мы помним, что в этом году первый наезд на “Мемориал” был связан с тем, что вы показывали фильм польского режиссера Агнешки Холланд про Голодомор в Украине. И в этот момент к вам залетели какие-то молодчики, полиция закрыла помещение, никого не выпускала, проверяла. Может ли быть связано такое негативное отношение к “Мемориалу”, с тем, что вы раскрывали правду в том числе и про Украину?

– ПЕТРОВ: Это была такая своего рода разведка боем. Такая, я бы сказал, наглая и громкая вылазка должна была показать, что государство не отступает от своих преступных замыслов и планов. Конечно, уже само по себе принятие закона об иностранных агентах, который противоречит российской Конституции, о котором высказались уже в международной организации и Комитет по правам человека ООН. Есть масса документов, которые в общем-то говорят о том, что такого закона не должно быть в России. Потому что он является законом дискриминационным. Он создает неравенства граждан перед законом. Но тем не менее он есть и с его помощью “Мемориал” давно начали то, что называется “травить”. Это проверки и постоянная нервотрепка связаны с отчетностью, это и конечно же штрафы, которыми нас начали давить еще в 2019 году за то, что что-то там они нашли в социальных сетях не маркированным. Но у нас в России нет закона. Потому что нет никаких правил как надо маркироваться. И претензии могут возникать даже на пустом месте, даже если промаркировал начальную страницу, скажем, социальные сети, а все отдельные страницы, которые потом всплывают или появляются. Эти требования возникают, можно сказать, как из рукава у фокусника и прокуратура в этом смысле – это настоящие наперсточники. Они это дело освоили в совершенстве. И вот эта вылазка была уже завершающим аккордом. Потому что было понятно, что они не отстанут, было понятно, что они будут добиваться своего. И в каком-то смысле мы может быть сейчас еще находимся только в начале всего этого процесса сползания российского государства, российского общества в мрак тоталитаризма. Ведь сейчас вынесены решения, они еще не вступили в законную силу. Но мало надежд на то, что апелляционные инстанции эти решения отменят. Мало на это надежды. Наша задача, конечно, выстоять и более того и “Мемориал” ведь на самом деле является гораздо больше, чем какие-то организационные формы. Да есть “Международный мемориал”, есть правозащитный центр “Мемориал”, но ведь вы прекрасно понимаете, что “Мемориал” – это люди. И эти люди будут продолжать делать то, что они делали, даже не имея этих организационных форм. Потому что “Мемориал” – это своего рода даже и идеология. Это идеология тесных связей прошлого с настоящим и более того это идеология осознания того какие сигналы может подавать государство, которые мы должны считывать и бороться против того, чтобы общество не становилась обществом мракобесов и обществом чудовищ, которые пожирают сами себя. А у нас, к сожалению, все это сейчас происходит.

– ПОПОВА: Кого конкретно в российском правительстве или в российской власти вы считаете ответственным за сегодняшние гонения и закрытие “Мемориала”?

– ПЕТРОВ: Прежде всего президентской администрации. Сам президент тут, собственно говоря, зачем далеко ходить. Конечно, если каждого из них по отдельности спросить, и тот же Путин на встрече с Советом по правам человека говорил: “Я очень уважаю “Мемориал”. Но тут же зачитал то, что ему подсунули из прокуратуры, какую-то лживую бумажку о том, как будто бы “Мемориал” на своих страницах выставляет имена репрессированных, кого-то, кто сотрудничал с гитлеровцами. Это же абсурд. Дело в том, что на странице “Мемориал” как правило люди реабилитированы, подавляющее большинство реабилитированы. Но сегодня у нас раздаются голоса, что некоторых неправильно реабилитировали. То есть мы видим, как российское общество погружается в регресс, когда отрицается даже то, что было достигнуто, собственно говоря, уже в советские годы, как меры восстановление справедливости. Это просто подлинное мракобесие. И президент, конечно, делает вид, что он над схваткой. Но мы же прекрасно понимаем, что без отмашки сверху никакие суды ничего бы не решали и никакой генеральный прокурор или московская прокуратура никаких бумаг в суды не подавали. Мы прекрасно понимаем, как работает российская вертикаль власти.

– ПОПОВА: Сейчас после ликвидации 28 декабря 2021 года, что именно дальше вы собираетесь делать? Как вы дальше собираетесь действовать, функционировать, если вы можете об этом сказать?

– ПЕТРОВ: Знаете, каждый из нас в отдельности является исследователем и защитником прав человека и я бы сказал набор, ассортимент проектов, идей и изучение остается. Он остается и будет выполняться каждым конкретным отдельно взятым человеком. Организационные формы здесь сами себя найдут. Мы найдем законные формы продолжения нашей деятельности и каждый по отдельности и все вместе. Потому что этого государство разрушить не может. Это она может разрушить только уже путем персональных репрессий. Но мы не сомневаемся, что государство наше, конечно же, сползает может быть даже и к идее изолировать какую-то активную часть общества, ибо она мешает достигать собственно тех тоталитарных и преступных целей, которые стоят перед российским руководством. Их задача сохранить власть. Но, что самое удивительное, когда в Верховном Суде выступали прокуроры, они ведь формальную заявку подали в суд по факту, что когда-то не было маркировки на каких-то материалов “Мемориала”. Они вывели из этого за ведомость. Они против закона об иностранных агентах, значит они соответственно это делали сознательно. Но все это было очень слабо, потому что все эти штрафы, которые были уплачены, кстати говоря, все это было больше двух лет назад. И в этом отношении они раскрылись сегодня и вчера на суде полностью, потому что в своих речах представители прокуратуры стали говорить вовсе не об этих штрафах, а стали говорить о том, что “Мемориал” искажает историю, что “Мемориал” пытается представить советское государство как террористическое и преступное государство. Я сейчас не цитирую дословно, просто говорю сама мысль, сама идея. И что тем самым мы очень плохо влияем на умы, вносим сомнение в умы. Вот это и есть момент истины. Знаете, когда-то у Достоевского была такая замечательная фраза: “Нельзя добраться до правды”. То есть нельзя так долго врать, чтобы наконец сказать правду. Но прокуратура добралась до правды именно тем, что цитировала заявление “Мемориала” что, мы когда говорили, что открыла свои истинные намерения, почему же на самом-то деле они выступили с этим иском. И то, что произошло в судах это абсолютное беззаконие. Потому что мелкие формальные поводы не могут служить основанием для закрытия общественной организации, имеющей огромную, я бы сказал, значимость. Есть подписи в пользу “Мемориала”, есть заявление представителя российского общества и довольно видно представитель российского общества. Они же это прекрасно понимают. У них вот, как всегда, один пишем, а два в уме. Вот это то, что у них уме, они врали и вдруг выговорили. Вы знаете, это на самом деле то, что было вчера и сегодня, это конечно триумф “Мемориала”, потому что это полный позор прокурорской полицейской власти Российской Федерации.

Перейти к источнику