26 июля исполняется 110 лет со дня создания Федерального бюро расследований США. Антикоррупционная реформа Кэлвина Кулиджа.
“Люди, избирающие человека во власть с той целью, чтобы он добился для своего избирательного округа всего, что только сможет, обнаружат, вероятно, что они избрали человека, который добивается всего, что только может, для себя лично”. К.Кулидж, 30-й президент США
26 июля 1908 года в США было создано Бюро расследований для расследования особо тяжких федеральных преступлений, в том числе коррупционных. Но первые 16 лет своего существования Бюро расследований использовалось политиками для сведения счетов и интриг, поскольку прокуроров контролировало министерство юстиции и генеральная прокуратура (в США это одно ведомство, по сути), детективами и прокурорами назначались люди, которые были весьма договороспособны и не портили отношения с руководством страны. Апогеем коррупции стала администрация 29-го президента США Уильяма Хардинга:
“Администрацией президента Хардинга сверху донизу руководили люди, которые поклонялись деньгам и бизнесу, презирали правительство и закон и вводили американский народ в заблуждение. Министр внутренних дел Альберт Фолл взял около 300 тысяч долларов в виде взяток от нефтяных компаний. Министерству юстиции стало известно о скандале, но оно отменило расследование. Были и еще случаи: руководитель недавно созданного Бюро ветеранов Чарльз Форбс — приятель Хардинга по игре в покер — положил себе в карман миллионы «откатов» от подрядных организаций. Чиновник министерства юстиции Томас Миллер клал в банк деньги, полученные в виде взяток от корпораций, пытаясь освободить конфискованные активы, а годы спустя улики показали, что министр юстиции Догерти получил в виде взяток по крайней мере 40 тысяч долларов…”
Но в 1923 году Гардинг скоропостижно скончался – и его преемником стал вице-президент США Кэлвин Кулидж.
Кулидж не любил публичность, не любил давать обещаний, и был известен своей крайней немногословностью.
Кулидж не говорил, что уничтожит коррупцию, этим словам в Америке все равно никто не верил. Поэтому Кулидж назначил нового генерального прокурора и министра юстиции – своего друга, известного юриста Харлана Фиске Стоуна. Стоун назначил специальных прокуроров для антикоррупционных расследований в правительстве – Эттли Померэна и Оуэна Робертса.
Кэлвин Кулидж впервые в истории США начал настоящую антикоррупционную реформу на высшем уровне власти, и начал впервые системную борьбу с коррупцией и организованной преступностью.
Для оперативного обеспечения работы прокуроров Стоун првоел реформу Бюро расследований – и 10 мая 1924 года исполняющим обязанности главы Бюро расследований был назначен жесткий и решительный человек – 29-летний Эдгар Гувер. Гувер стал известен в 1920 году как начальник спецподразделения минюста США по борьбе с радикальными коммунистическими группировками. Около 10 тысяч радикальных активистов и политиков, сторонников оппозиционных коммунистических и просоветских движений были депортированы из США за один год. Государственная безопасность была приоритетом, а после решения этой задачи Гувера направили на борьбу с организованной преступностью. По решению Кулиджа Стоун дал Гуверу огромные полномочия, но при этом генпрокурор требовал строгого соблюдения законов и процедур, и запретил всякие политические контакты и игры, Стоун сказал так:
«Тайная полицейская организация может стать угрозой свободной форме правления и свободным общественным институтам, потому что она несет с собой возможность злоупотреблений властью, которые не всегда быстро осознаются или понимаются. Огромное расширение федерального законодательства, как гражданского, так и уголовного, сделало Бюро расследований необходимым инструментом принудительного применения закона. Но важно, чтобы его деятельность была строго ограничена исполнением тех функций, ради которых оно было создано, и чтобы его агенты сами не оказывались над законом или вне его досягаемости».
Первое в истории США антикоррупционное расследование было начато против министра внутренних дел Альберта Фолла. В успех расследования никто не верил – ведь американская судебная система работает не быстро, у Фолла были сильные адвокаты, общество было настроено крайне скептически и не верило, что экс-министра привлекут к ответственности. Но специальные прокуроры продолжали работу, пользуясь доверием руководства страны.
Министра юстиции Стоуна Кулидж назначил судьей Верховного суда США, чтобы быть уверенным в конечном результате судебных решений.
И вот закончились полномочия Кулиджа, он не стал баллотироваться на второй срок, ушел в отставку. Но спустя 5 лет после начала расследований, в 1929 году, впервые в американской истории министр правительства Альберт Фолл был признан виновным в коррупции, приговорен к 1 году тюрьмы и штрафу в 100 тысяч долларов. Взяткодатель – нефтепромышленник Гарри Синклер, отказался давать показания против Фолла и сотрудничать со следствием – и получил полгода тюрьмы за неуважение к суду и также заплатил 100 тысяч долларов.
В 1935 году Эдгар Гувер сумел поднять статус Бюро – и оно получило свое нынешнее название – Федеральное бюро расследований.
Без реформы Кулиджа и его политической воли антикоррупционная система в США еще долго не могла бы состояться, удар по коррупции был нанесен не в результате чьего-то подвига, это стало результатом работы государства и всей политической системы.
Сейчас антикоррупционные структуры США за многие годы доказали свою состоятельность. В результате антикоррупционного расследования специальных прокуроров Минюста и ФБР в 1973 году вице-президент США Спиро Агню подал в отставку. Президент США Ричард Никсон в 1974-м году также был вынужден подать в отставку, он пытался уволить специальных прокуроров, которые вели против него расследования, пытался прекратить расследование ФБР “Уотергейтского” скандала, но ничего не получилось. Президент не смог остановить расследование ФБР и спецпрокуроров против себя.
А вот что говорил Кэлвин Кулидж 110 лет назад, когда его упрекали во многих проблемах в его действиях: “Ничто в мире не может заменить упорства. Талант не заменит его: нет ничего более обычного, чем талантливый неудачник. Гений тоже не заменит его: непризнанная гениальность почти вошла в поговорку. Образование не заменит упорства: мир полон образованных изгоев. Лишь упорство и решимость всемогущи. Лозунг «не сдавайся» решал, решает и всегда будет решать любые человеческие проблемы”.